На главную - Труд человека - Простой по вине работодателя: его оформление и оплата труда работников в этот период

Простой по вине работодателя: его оформление и оплата труда работников в этот период

В деятельности каждого предприятия случаются периоды экономического спада, когда руководителю приходится останавливать работы в каком-то отдельном структурном подразделении, участке, а то и на всем заводе. Чаще это происходит на предприятиях связанных с производством или торговлей товарами, имеющими не круглогодичный, а сезонный спрос, например, специализирующихся на выпуске и реализации строительных материалов (шифера, цемента, сухих смесей и т.д.).

Поэтому вопрос о правильном оформлении простоя и порядке оплаты труда работников в этот периода имеет, порою, довольно важное значение.

Итак, прежде всего, давайте вспомним, что под простоем, согласно статьи 34 Кодекса законов о труде Украины, подразумевается приостановление работы, вызванное отсутствием условий (организационного или технического характера), необходимых для выполнения работы, либо непреодолимой силою (военные действия, стихийные бедствия и т.п.), либо же иными причинами.

Существует несколько видов простоя, однако, для целей данной статьи нас будет интересовать только главный его вид, а именно: простой, возникший по вине работодателя. Основания, для начала такого простоя могут быть самые разные (например, отсутствие своевременной оплаты за сырье привело к отказу поставщиков отгружать предприятию таковое, вследствие чего предприятие на определенное время лишилось возможности выпускать свою продукцию; либо резкий сезонный спад спроса на производимый товар, вынуждает останавливать работу предприятия, склады которого и так переполнены и т.п.), но итог всегда один: предприятие частично или полностью бывает вынуждено, на какой-то промежуток времени, приостановить свою производственную, торговую либо иную деятельность.

Момент начало простоя очень важно документально оформить, так как от этого будет зависеть размер заработной платы персонала. Как правило, делается это путем издания работодателем приказа о временной остановке отдельных или всех производственных линий, работ на участках и подразделениях. В приказе следует отразить причины начала простоя, указать перечень приостанавливаемых работ или список структурных подразделений, в которых работы приостанавливаются, или же указать об остановке всех производственных мощностей (например, формулировка об остановке линий по изготовлению шифера будет означать начало простоя для всех работников, так или иначе, связанных с их обслуживанием).

Если это возможно, то в приказе следует указать и дату окончания простоя (возобновления работ). Однако, если этот момент не известен или не поддается планированию (как чаще всего и случается на практике), следует ограничиться оговоркой о том, что работы приостанавливаются «до особого распоряжения».

Согласно нормы, содержащейся в статье 113 КЗоТ Украины, начиная с момента остановки работ и до их возобновления, оплата времени простоя осуществляется соответствующим работникам предприятия из расчета не ниже от двух третьих установленной тарифной ставки (оклада). Естественно, что в период простоя (если иного не предусмотрено в коллективном договоре либо в отдельном локальном акте работодателя, улучшающем положение персонала) работникам не начисляется премия (либо иные поощрения), обязательным условием для выплаты которых, являются стабильная работа предприятия, выполнения плана по производству или реализации своих товаров.

Следует также отметить, что перевод работника на период простоя на другую работу допускается только с его согласия.

Поэтому, условно говоря, здесь ситуация напоминает некий «дополнительный» отпуск: сотрудник может в этот период оставаться дома и при этом получать заработную плату, правда в меньшем (а иногда значительно меньшем) размере, чем если бы он фактически выполнял свои трудовые обязанности.
Тем не менее, практика в нашей стране такова, что работодатель в случае продолжительного простоя, желая сэкономить денежные ресурсы на фонде оплате труда, «предлагает» уходить работникам в неоплачиваемые отпуска, проводит сокращение численности или штата сотрудников и т.д. Впрочем, это уже тема совсем другой статьи.

В заключении следует отметить, что о завершении простоя (если конкретной даты такого завершения не было указано в приказе о приостановке работ) работодателем должен быть издан приказ, в котором помимо прочего, было бы целесообразно поручить отделу кадров (либо инспектору по кадрам) проинформировать всех работников предприятия об окончании простоя.





Схожі записи:
Наступні записи:
Попередні записи:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Сайт на другом языке
  • Русский (Russian Federation)
  • Ukrainian (UA)
Консультации на форуме
Оставьте свое мнение
Как часто используете консультацию, услуги юриста или адвоката?